По-настоящему любящая улыбка
обладает удивительной
энергетической силой, она несет
в себе особую энергию жизни –
энергию
восхождения и
утверждения, энергию веры и
созидания, энергию вечности и
беспредельного, энергию настоящего
и будущего.
П.
Коэльо
Возможно
ли представить школу без улыбки и смеха детей?
Конечно, нет! Слова из детской песенки: «Учиться надо весело, чтоб
хорошо учиться» - стали уже аксиомой.
Ребёнок, отправляясь в школу, ждёт что-то
новое, радостное для себя, надеется на успех и одобрение учителей. И эти
ожидания должны оправдаться.
Я глубоко убеждена: учителем может стать
лишь тот, кто способен заронить в душу ребёнка искру бесконечного изумления
красотой нашего мира, искру бесконечной радости, кто, полюбив всем сердцем
маленького человечка, вместе с ним будет разгадывать тайну жизни и поможет ему
сделать самое важное открытие: что есть в нём самом ценного, для какого дела на
Земле он рождён.
Я всегда знала, что буду учителем, поэтому
вопрос о выборе профессии передо мной никогда не стоял: только учитель! Внимательно
смотрела я на своих учителей. Мне казалось, что учить это так легко: объяснил –
улыбнулся и тебе улыбнулись в ответ. Ведь главное – это улыбка добрая,
искренняя, лёгкая. Она вселяет надежду, желание учиться. Она ведёт к открытиям
и познанию мира. Это стало моим главным педагогическим принципом, хотя в
классической педагогике улыбка не имеет никакого значения. Ее не назовешь ни
методом, ни принципом, ни закономерностью обучения и воспитания. А, по-моему,
улыбка - основа воспитания. И какая же это будет школа, если она не признаёт её?
Какая же это будет педагогическая наука, для которой улыбка не есть сущностное
понятие?
Улыбается ребенок Настоящему и Будущему. Улыбается
Человек – Верою и Созиданием. Радость, улыбка, удивление открытие – это составные
части воспитания. И сейчас, спустя много лет, я убеждена, улыбка – это начало
познания. Улыбнись – и в ответ загорятся радостью детские глаза. Улыбнись и в ребёнке заиграют все чувства, он засияет,
как сияет радуга, всеми гранями своего таланта.
Если подобрать цветовую гамму для истинно
любящей вдохновляющей улыбки, то можно будет обнаружить нечто волшебное и
одухотворенное. Это удивительное сочетание красок, которое меняется в каждом
конкретном случае. Если сравнить любящую улыбку с цветком, то можно будет
увидеть множество нежных полевых цветов, которые благоухая, дарят людям
нежность, радость, успокоение и особое неземное вдохновение. Вот уж поистине
любящая улыбка сравнима с радугой души.
Возможно ли, надолго удержать в ребёнке
чувство радостного удивления перед школой? Возможно ли, чтобы школа стала
золотой порой в жизни каждого? Конечно,
возможно! Только так и должно быть! Очень многое зависит от учителя начальных
классов, ибо значимость начальной ступени обучения для человека огромна.
Большинство детей воспринимают учебную
деятельность, как свод строгих правил, запретов, обязанностей. Но плоха та
школа, где есть методика и дидактика, но нет общения, веселья, тепла. А значит,
нет радости познания. Ведь для духовного роста радость необходима так же, как
солнечный свет и воздух для физического. А ребёнку она особенно нужна. Для него
радость – это получение новых знаний, умений, впечатлений. Если у ребенка нет
радости победы, от преодоления каких-либо трудностей, достижения цели,
самостоятельного поступка, в его душе образуется пустота.
Каждому уроку у ребёнка должно
предшествовать ощущение праздника,
радостного, волнующего ожидания. Он должен испытывать радость победы от
преодоления каких-либо трудностей, достижения цели, самостоятельного поступка.
Если этого нет, то ребёнок хмур, капризен, недоволен, а значит он не чувствует
своего успеха и поэтому страдает.
Мы порой слишком строги и бескомпромиссны в
своей авторитарности. Формируем дисциплину на уроке любой ценой. Но воспитывать
детей надо радостью и улыбкой, передавая им наш оптимизм, жизнелюбие,
немеркнущее восхищение, свежесть восприятия жизни, как праздника. Нужно учить
детей быть маленькими радугами, раскрывать то доброе и хорошее, что заложено в
них, освещать мир всеми гранями своей души.
|